+7 495 201-13-00
Четверг, 28.03.2024, 17:33
Меню сайта

Большой город:  http://www.bg.ru/article/5522/


Про дизайн.

     Дизайн — это все. Это замысел, проект, рисунок и т.д. («дизайн» — от англ. слова «design», которое, в свою очередь, происходит от латинского «desego».) Как собирательный термин «дизайн» обозначает различные виды проектировочной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Дизайн призван оптимизировать функционирование любой вещи в системе «человек — вещь». Он выступает как важный фактор улучшения потребительских качеств промышленных изделий, повышения экономической эффективности производства и оптимизации взаимоотношений между производством и потреблением. В наше время дизайн — это наука создавать мир искусственных форм, окружающий человека.
     Дизайн как компонент качества продукции является экономической, культурной и политической необходимостью, служит мерилом общественного прогресса.

 
Про дизайн.

 «Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов (по Е. Н. Лазареву): первый («декоративного» порядка) – узор, орнамент, декор, украшение, убранство; второй (проектно-графические трактовки) – набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертёж, конструкция; третий (понятия «предвосхищающие» – план, предположение, замысел, намерение; четвёртый («драматический») – затея, ухищрение, умысел, интрига». «Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке  (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных её компонентов),а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». (В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. Основы теории и методологии дизайна.)

 «Дизайн (англ. – замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – художественно-конструкторская деятельность а промышленности, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна – создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Синоним в русском языке – художественное конструирование (техническая эстетика). Дизайнер – художник-конструктор». (Согоян Н. Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий.).

 «…проектировать среду в целом, увязывая в гармоничном единстве все её параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные, эмоциональные и эстетические». (Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование.)

 «Дизайн – это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка. Всё, что мы делаем, практически всегда – дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. Сочинение эпической поэмы, выполнение стенной росписи, создание шедевра, сочинение концерта…, когда наводят порядок в ящике письменного стола, удаляют больной зуб, пекут яблочный пирог, обустраивают площадку для игры в бейсбол или воспитывают ребёнка – это тоже дизайн». (Виктор Папанек. Дизайн для реального мира.)

«Дизайн понимается нами и как сфера проектной деятельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче, и как особым образом сформировавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни». «Дизайн – проектное создание (прогнозирование, продумывание) условий для появления высококачественных, радующих глаз вещей, образующих среду человеческого обитания…». «Цель дизайна интерьера – эстетически завершённый, удобный, целесообразно организованный предметно-пространственный ансамбль». (Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование.)

«Интерьер – гармоничное пространство для жизни». (В. Гропиус)

«…экзистенциальное определение дизайна: возводить бытие на опоры несмотря на то, что это невозможно, тщательнейшим образом «оформлять» бытие вещами, оставляя его пустотным, давать вещам жить своей жизнью и при этом самозабвенно перекраивать их эйдосы. Дизайн есть практика, «разрешающая» эту проблему – проблему принципиальной безопорности человеческого бытия». «…понимание дизайна как акта оформления, вернее, очерчивания границы между человеком и вещью, принципиально меняющего их диспозицию и их бытие…». «…дизайнер, …скорее, имеет дело не с вещами, а с пространством и светом, в котором может быть представлена вещь,.., вслушивается в мир, в шум отовсюду поступающих сообщений, обрывков разговоров, наконец, просто звуков с тем, чтобы задать звучанию вещей определённую интонацию». (Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции.)

«…дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания. Инженерное и художественное мышление. Направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности». (Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна.)

Дизайн – это проектирование (конструирование) визуальной среды с целью придания ей функциональности (пользы), эстетичности (красоты) и эмоционально-смысловой значимости. В контексте глобализации дизайн – это проектирование (предметное, социальное, промышленное, психологическое и пр.) осмысленных, оптимально целесообразных и эстетически адекватных отношений между человеком и проектируемым объектом (вещь, структура предприятия, траектория научных исследований, стиль поведения, коррекция картины мира и т. д.).
 

К состоянию современного графического дизайна: «…В ядре до-современной архитектуры заложено таинственное… «чувство прекрасного»…Модернистская же эстетика имеет в ядре своём…разъятое до молекулярных пределов…достаточно реальное и даже утончённое эстетическое переживание, которое можно назвать «чувством безобразного»». (М. А. Филиппов).

Что такое «эстетическая ценность»? Это свойства предмета, увиденные человеком в силу постоянно развивающегося его интеллекта и позволяющие соотносить их с универсальными законами мироздания, в свою очередь постоянно и бесконечно познаваемыми интеллектом. Т. о. происходят параллельно три процесса: познание всеобщей истины, развитие интеллекта и картины мира, формирование эстетических представлений. Может случиться так, что индивидуум не видит признаков совершенства предмета и полагает его неэстетичным. На самом деле сравнивать ему можно только с собственными представлениями о соответствии совершенному. А это зависит от уровня интеллекта.

Старк — это хорошо забытое новое.

     Все детство он что-то чертил, пилил, склеивал и мастерил. Будучи сыном авиаконструктора, он с малолетства «жил» в индустриальном дизайне. Поэтому и образование в этой области ему было ни к чему. Этим легко объяснить ранний старт (к) его карьеры. Этим же можно объяснить его «игровой» подход к созданию мебели, зубных щеток, интерьеров и даже зданий.

 

пресловутым пятнадцати минутам, а к прижизненной и пожизненной), и отношение к искусству, как к фабрике, и успешное доказательство того, что многотиражность не делает из предмета искусства недорогую вещь массового потребления. Оба

 

Если Уорхол создал некую питательную среду, то Старк в ней поселился и принялся взращивать свои идеи. Он, конечно, больше «модник» нежели авангардист. Авангард ведь всегда связан с некой опасностью, риском непонимания. Старк же рискует ровно настолько, насколько это может позабавить публику (клиентов), но ни в коем случае не испугать или отвратить. Это в авангардиста

 

В нашей стране «стремительно возникает новая предметная среда, и героем становится тот, кто ее создает. И особенно тот, кто ее осмысливает»,- отмечает в своей статье «Имя это имя это имя» Марина Колдобская. Тут, как нельзя кстати пришелся Старк с его сверхновыми материалами (почти космическими), с его французскостью (еще со времен Евгения Онегина российская знать тянулась ко всему французскому), с его модностью и дороговизной, в конце концов! Надо также отметить, что Франция в наши дни

И. Драгунская

 

Мастер-класс Филиппа Старка.

          Состоялся 16 мая 2002 года в ЦДХ в рамках 7-й выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва 2002».

           По законам жанра сначала был разогрев публики, прямолинейные, но находчивые шутки, реприза с переводчицей. Мастер-класс превратился в интерактив. Герой дня и постоял, и посидел, и попрыгал, и ножку поднял, и ручками помахал. И устал. Шутить привык на публике очень много, а для нас это слишком много. Но вскоре почувствовал, на любые вопросы отвечал подробно и правдоподобно, не отшучивался. Казался честным. И симпатичным. Склонен к самосозерцанию, учится метафизическому мировосприятию (возраст?). Возраст 53 года. Автографы не даёт. Через два часа пребывания на сцене оставался бодр и весел, сохраняя лёгкость походки, быстро удалился из зала в сопровождении молодых людей. Вслед потянулась небольшая кучка на что-то надеющихся любителей дизайна.

           Филипп Старк. Человек-легенда, дизайнер №1 планеты Земля, отшельник-нонконформист, девиантный подросток? Кто он? В любом случае мы знаем о нём только то, что он говорит сам. И даже это может быть неправдой. Но, тем не менее… Цитаты:

           «Вы в России выходите из полосы тьмы. Вам повезло учиться на наших ошибках».

           «Я отрицательно отношусь к американской культуре и верю в ваш потенциал. У меня есть русские корни, поэтому я тоже, наверное, романтик».

           «Имейте мало вещей, реальная ценность – человек».

           «Чем больше материальных благ, тем меньше человечности».

           «Этапы потребления и сверхпотребления – ошибка и сверхошибка. Если вы будете их проходить тоже, вы глупы».

           «Если вы ходите по тусовкам, то вы находитесь в поезде и никогда не возвыситесь над ним».

           «Машины убивают человека и буквально и фигурально».

           «Есть смысл использовать автомобили только на расстояниях от 50 до 150 километров, меньше этого – пешком, на вело, на скутере, больше этого – поезд и авиа».

           «Машина – это отражение власти и богатства».

           «Большинство вещей на свете делается для мужчин».

           «Бог опасен. Я атеист. Он опасен тем, что вы действуете не по желанию, а по правилам веры. Перекладываете решение на плечи Бога. Бог бесполезен. Идиоты мы благодаря вере, а животные благодаря религии».

           «Любимое занятие в области дизайна – убийство дизайна».

           «Элитизм – это очень красивые вещи для очень богатых. Это явление бесчеловечно и вульгарно. И это так просто – нравиться трём тысячам человек в мире».

           «Цель – создать народный дизайн. Двадцать лет назад я сделал стул, который стоил одну тысячу долларов, их продавалось десять тысяч штук в год. Все были довольны, но я не доволен. Сейчас стул стоит пятьдесят долларов. Все довольны, но я не доволен. В этом году не выставке стул будет стоить девять долларов».

            «Пластик позволяет  оставлять деревья в лесах, а шкуры на животных. Обитые кожей стены одно и то же с нацистскими абажурами из кожи евреев. Стараюсь отказаться от живых материалов».

            «Моя фабрика обуви делает ботинки только из синтетики».

            «Я создал четыре года назад компанию по производству биологически чистых продуктов. Я делаю чистый рис. В моих ресторанах «Бон» только экологически чистая пища. Пытаюсь стать вегетарианцем».

            «Главное в жизни – отдавать мысли, любовь, юмор, поэзию».

            «Мне грустно за тех, кто копирует, и за их потребителей».           

            «Сказанное убивает сказанное».

            «Чем я занят дома? Я живу на острове, где нет водопровода, электричества, остров доступен лишь один час в сутки. Я сажусь на берегу и делаю вещи для своих друзей». 

           «У меня голова в небесах, а ноги в грязи».

           «Настоящий дизайн – это функционализм плюс бессознательное».

           Не удержался Филипп от нравоучений. В общем месте (выход русских «из тьмы») потоптался. Каждый про свой путь поёт, американский, французский, итальянский… Русские могут идти только русским. Пора бы понять. И не спали мы триста лет, а жили. По-русски. И не ходили пятьдесят лет назад по Красной площади медведи в ушанках, и не…

           «Народный дизайн» это что? Сладкая соль для всех, кого нет. Что-нибудь понятно? А индивидуальность как с ним поженится? И не наш ли это ширпотреб? Где разгадка феномена «дизайн Старка»? В дизайне, в личности Старка или в природе культа? Так или иначе, надо стать Филиппом Старком, чтобы было что тиражировать миллионами.

           Удачи Вам, маэстро! И да не сотвори себе кумира…

 

                                              Записала Елена Володина.   

 

Старые корни молодого дизайна.

 

Мода переменчива в своих приоритетах и более чем постоянна как явление. Наверное, она ровесница человечества. Из древности принесли мы в сегодняшний день потребность выражать себя. И одеждой, и поведением, и интерьером.

Нынче мода на дизайн. А ещё на образование. Быстрое образование. Всем этим требованиям отвечают Курсы дизайна и рекламы при Московском Государственном Академическом Художественном Училище памяти 1905 года (МГАХУ). Им удалось даже опередить моду. Моду на качественное образование.

Традиции и академизм свято хранят педагоги старой школы благодаря своей преданности, добросовестности и энциклопедическим залежам в недрах интеллекта. Уж сколько раз мы разрушали до основания и строили своё и заново. Но всё новое это хорошо забытое старое. Педагоги ломать не спешили. И оказались в выигрыше.

Дизайн возник не на пустом месте. Он явился по требованию времени, выросши на благодатной почве основ художественного творчества, эргономики, математики, архитектуры, психологии, компьютерных технологий. Аналогично и курсы МГАХУ выросли в стенах училища как естественное требование времени. Но на старых вечных истинах.

В высших художественных кругах бытует мнение, что в преподавание в творческих сферах должно опираться на индивидуальность педагога с приоритетом его субъективного опыта и личной интуиции. А посему и открылось множество авторских курсов, проектов, школ. Как правило, они, упоённые собственной гениальностью, пытаются научить креативу. А весь фокус в том, что ему научить нельзя, но научиться можно. Театр одного актёра имеет право быть, но он лишь дополняет традиционный театр труппы.

Игнорирование глубины образования неизменно приводит к ремесленничеству. В нём нет ничего плохого. У ремесленников золотые руки. Но у них нет крыльев.

Правы были римляне, когда говорили: храни порядок, и порядок сохранит тебя. Ведь никому не приходит в голову учить ребёнка танцевать, если он ещё не ходит; учить решать уравнения, не показав цифр; живописать, не рассказав о цвете и свете. Это прекрасно понимают педагоги Курсов при МГАХУ и упрямо гнут свою линию. Прямо скажем, не популярную сегодня. Сегодня все хотят всё и сразу. А завтра… Жизнь отсеет самоучек, таланты пробьются сами, а «танцевать на балу» будут те, кто вовремя научился ходить. Мода на качество образования приобретает всё больше поклонников.

На самом-то деле учиться приходят в основном уже работающие в сфере дизайна и рекламы. И, несмотря на это, начинают «повышать квалификацию» «от печки». Ведь не секрет, что и десять, и восемь лет назад им учиться было просто негде, дизайна в России не было, как и много другого. Люди, работающие порой не один год, на курсах с упоением погружаются в историю искусств, колористику, композицию. Они буквально открывают себя заново. Это постоянно приходится слышать от учащихся.

Каждые полгода около десяти выпускников защищают дипломные проекты. Хотя, образно говоря, весь период обучения – это защита своего творческого начала от дилетантства и непрофессионализма.

Жизнь начинает востребовать дизайн даже в непредметных областях деятельности (дизайн проектирования эффективной организации и предприятия, дизайн научных исследований и пр.). Кто знает, что ещё «отпочкует» завтра индустрия дизайна, рекламы и моды? Любое новое направление вырастает на старых корнях. Если есть «база», человек легко приобретёт «надстройку». Вот в чём секрет академизма и традиций, управляющих учебным процессом на Курсах при МГАХУ.

 


Первопричина дизайна.

          С архетипами мы знакомы. Напомню, что архетипы, по определению К.Г.Юнга, это  праобразы, древние комплексы понятий, составляющие коллективное бессознательное. Архетипы сродни инстинктам, наследственны, вечны, неизменны и межнациональны. Образ матери, родины, любимого, ребёнка имеет похожий эмоционально-психологический облик в душе людей всей земли. Они, собственно, и руководят нашей жизнью, знаем мы об этом или нет.

          Новое явление нашей жизни в России – дизайн – явление вовсе и не новое. Слово новое. Мысли на эту тему новые.  А явление старое. По современному определению дизайн – это проектирование визуальной среды с целью придания ей красоты, функциональности и эмоционально-смысловой значимости. Ну и что? 100 лет назад человек не мог сделать утилитарную вещь красивой и функциональной одновременно? А тысячу лет назад? А две тысячи лет назад? Делал. И эмоционально-смысловую значимость придавал. Только не думал и не рассуждал об этом. Ковш в виде утицы (птица-оберег и форма, совершенная от Природы), застёжка-фибула – завиток эстетичности (и красота, и польза, и значимость – духи иных людей, предметов, животных под одежду не проникнут), светец (держатель для лучины), похожий на изящные стебельки вьюнка… Кто видел поле пшеницы на ветру?  Правда, красиво? А кому удалось поймать ракурс, под которым поле видится расчёсанным проборами по рядам посевов? Завораживает. И что, не видел этого наш предок? И сеять рядами стал только из-за появления сеялок и лёгкости обработки таких посевов? И да и нет. Потому что есть в целесообразности своя красота. Человек всегда её чувствовал, потому что есть в его естестве такая неявная потребность в красоте.  Порядок всегда красив. Умирание листвы осенью красиво. А пожарище в лесу безобразно. Хотя и то и другое -  разрушение. Только в первом случае оно в порядке вещей, несёт в себе целесообразность, а во втором – нарушает порядок, целесообразности нет.

          Первый маргинальный пример: лягушка съела комара. Ну и что? Была голодная. Она и должна их есть. Комара не жалко. Почти. Потому что всё целесообразно. И даже в фильме о природе покажем весь процесс в замедленном режиме. Как красиво разворачивается язык, как точно хватает комара, как быстро его не стало.

          Второй маргинальный пример: пантера задрала лань. Здесь сложнее с эмоциями. Но в глубине души мы понимаем, что это целесообразность Природы, естественный отбор. Лань жалко, но пантера тоже имеет право жить. Философия Природы успокаивает. И эту картину мы снимаем в замедленном режиме. И в этой целесообразности есть своя красота (от силы, от стихии, от законности).

          Третий маргинальный пример: человек убивает человека. Человек сыт. Просто жестокость. Смотреть невозможно, в душе всё переворачивается и восстаёт, хочется немедленно прекратить этот ужас. Целесообразность отсутствует.

          Вывод несколько шокирует: от Природы даже смерть красива, целесообразна и значима!

          Великий дизайнер – Природа. Целесообразности ей не занимать, красоту да увидит зрячий. Эмоциональную значимость надо почувствовать. Дизайнер по призванию чувствует её кожей. Дизайнера не по призванию надо учить. Но можно. А про смысловую значимость порассуждаем. Можно почитать Шопенгауэра, или Ж.Бодрийяра, что ближе и проще, а можно догадаться самим, не боги горшки обжигают.

          Часто ли мы бываем в лесу, видим ли каждый день синее небо, общаемся со степным ветром, горным эхом, запахом сена, птичьим гомоном? Не 1-2 раза в год, а каждый день, как было на протяжении 100 тысяч лет? К сожалению,  мы живём в рукотворной среде.  В мире вещей. И они очень много значат для нас.

          Вещи в наш век перестали быть только носителями пользы и красоты. Они ещё теперь и носители смысла. Они теперь являются «словами» условного языка вещей. Легче всего увидеть это на примере одежды. Если на Вас швейцарские часы, увесистый перстень, дорогие ботинки, на которых ни пылинки и причёска волосок к волоску – всем всё про Вас ясно. Хоть Вы ни слова и не сказали. Если на Вашей мощно неприкрытой груди внушительная золотая цепь, увесистый перстень на руке, ни пылинки на ботинках и бритой голове неправильной формы – про Вас тоже всем всё ясно. Вы рассказали о себе без слов.  Мебель, драпировки, ковры, отделка стен, светильники, цвет и свет в интерьере – это тоже слова условного языка, который люди понимают или по крайней мере чувствуют. Вот и вся суть эмоционально-смысловой значимости дизайна.

          Современный дизайн интерьера имеет большой « словарный» запас. Им Вы можете выразить идею для гостей, для себя, мировоззрение заказчика, мировоззрение дизайнера, тенденцию времени и многое другое. А можете ничего не выразить. Особенно обидно, если получится задорого.

          «Голые короли». Бывают и такие интерьеры. Сплошь и рядом. «Слов» много, смысла ноль. И жить в них нельзя. Но нигде Вы не встретите аргументированного разбора-анализа, почему нельзя, в чём ошибки, как их исправить. Отчего так? Да потому, что почти никто не знает, как точно надо. Вот такая крамольная мысль. Конечно, есть много, очень много прекрасных работ по дизайну интерьера. Но они сделаны более по наитию, чем по знанию законов формирования интерьера. Потому что закономерности мелкие выявлены, а главные законы – нет. Посему на дизайнерском рынке приветствуется всё, все хвалят друг друга, ответственности нет, любое новшество идёт «на ура», хотя часто уродливо и вредно. Но не слышно того мудрого младенца, который крикнет: «А король-то голый!»  И такие «голые»  интерьеры заполонили глянцевые журналы и сбивают с толку людей, которые не знают, что в дизайне интерьера главное – мировоззрение заказчика, а не дизайнера или архитектора, пристрастия целевой аудитории магазина или ресторана, а не дизайнера или архитектора. Но это так трудно – выяснить эти самые пристрастия и мировоззрение. И ещё труднее полюбить. И совсем сложно воплотить в интерьере. И почти невозможно при этом ещё и самовыразиться. А надо. Ведь дизайнер в первую очередь художник. И без возможности самовыражения он просто превратится в специалиста по укомплектованию интерьера.

          Задача очень трудная. Справляются с ней единицы. Законы формирования интерьера, конечно, есть. Но они не сформулированы. На самом деле это те же самые законы гармонии Природы, давно изучаемые человечеством, но применительно к предметной среде. Путь к решению проблемы лежит через архетипы, через российскую  ментальность, через корректировку чувствительности и, ни много ни мало,  картины мира.

          Вот так, за руку с архетипами, мы начнём изучать колористику, композицию, материаловедение, историю стилей и другие науки, так необходимые дизайнеру. А ещё параллельно мы будем дополнять картину мира, ведь дизайнер должен быть эрудитом, и философом, и мыслителем, и экстрасенсом, и психотерапевтом. Он должен представлять, как взаимодействуют формы между собой и средой, что такое пустота, и есть ли она, как происходит совмещение материалов. И если знаний не хватает, он должен уметь открыть свой «третий глаз», чутьём определить истину. Ведь он создаёт среду, в которой человек живёт постоянно. Это квартиры, офисы, магазины, учебные аудитории, общественный  транспорт, личные автомобили. Природа остаётся за стеклом.        

Е. Володина

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz